Особенности организации образоваТельного процесса при
изучении учебного предмета «Иностранный язык»
Цель обучения иностранному языку состоит в
формировании учащихся как субъектов межкультурной коммуникации посредством
овладения ими иноязычной коммуникативной компетенцией и развития качеств
поликультурной личности, востребованных современным информационным обществом в
условиях глобализации.
В 2018/2019
учебном году используются следующие учебные программы:
III
класс:
Замежная
мова (англійская, нямецкая, французская, іспанская, кітайская). III клас //
Зборнік вучэбных праграм для III класа ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай
мовай навучання і выхавання. – Мінск : Нацыянальны інстытут
адукацыі, 2017;
Иностранный
язык (английский, немецкий, французский, испанский, китайский). III класс // Сборник учебных программ для III класса учреждений общего среднего образования
с русским языком обучения и воспитания. – Минск : Национальный институт
образования, 2017;
Вучэбная праграма для
ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання. Замежная мова
(англійская, нямецкая, французская, іспанская, кітайская). III–IX класы. – Мінск : Нацыянальны інстытут
адукацыі, 2017;
Учебная
программа для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения
и воспитания. Иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский,
китайский). III–IX классы. –
Минск : Национальный
институт образования, 2017;
IV класс:
Замежная
мова (англійская, нямецкая, французская, іспанская, кітайская). IV клас //
Зборнік вучэбных праграм для IV класа ўстаноў агульнай
сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання. – Мінск : Нацыянальны
інстытут адукацыі, 2018;
Иностранный
язык (английский, немецкий, французский, испанский, китайский). IV класс // Сборник учебных программ для IV класса учреждений общего среднего образования
с русским языком обучения и воспитания. – Минск : Национальный институт
образования, 2018;
V-VІІ,
IX классы:
Вучэбная праграма для
ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання. Замежная мова
(англійская, нямецкая, французская, іспанская, кітайская). III–IX класы. – Мінск : Нацыянальны інстытут
адукацыі, 2017;
Учебная
программа для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения
и воспитания. Иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский,
китайский). III–IX классы. –
Минск : Нац. ин-т образования, 2017;
Замежная
мова (англійская, нямецкая, французская, іспанская, кітайская). VII клас // Зборнік вучэбных праграм для VII класа
ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання. – Мінск : Нацыянальны інстытут адукацыі, 2017;
Иностранный
язык (английский, немецкий, французский, испанский, китайский). VII класс // Сборник учебных программ для VII класса учреждений общего среднего образования
с русским языком обучения и воспитания. – Минск : Национальный институт
образования, 2017;
VIII клас:
Вучэбная праграма для
ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання. Замежная мова
(англійская, нямецкая, французская, іспанская, кітайская). VIII клас. – Мінск : Нацыянальны інстытут
адукацыі, 2018;
Учебная
программа для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения
и воспитания. Иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский,
китайский). VIII класс. –
Минск : Национальный
институт образования, 2018;
Замежная
мова (англійская, нямецкая, французская, іспанская, кітайская). VIII клас // Зборнік вучэбных
праграм для VIII класа
ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання. – Мінск : Нацыянальны інстытут
адукацыі, 2018;
Иностранный
язык (английский, немецкий, французский, испанский, китайский). VIII класс // Сборник учебных программ для VIII класса
учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания.
– Минск : Национальный
институт образования, 2018;
X-XI
классы:
Вучэбная праграма для
ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання. Замежная мова
(англійская, нямецкая, французская, іспанская, кітайская. X-XI класы
(базавы і павышаны ўзроўні). – Мінск :
Нацыянальны інстытут адукацыі, 2017;
Учебная
программа для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения
и воспитания. Иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский,
китайский). X-XI классы
(базовый и повышенный уровни) –
Минск : Национальный
институт образования, 2017.
Все учебные программы
размещены на национальном образовательном портале: http://www.adu.by / Образовательный процесс. 2018/2019 учебный год / Учебные предметы I-IV, V-XI классы.
Обращаем внимание, что в 2018/2019 учебном году новыми являются учебные программы
для IV и VIII классов. В содержание учебных
программ внесены следующие изменения: пересмотрен и
скорректирован грамматический материал для продуктивного и рецептивного
усвоения; коммуникативная задача «Рассказать и расспросить о …» разделена на
несколько задач: «Рассказать о …», «Расспросить о …», «Описать …», «Назвать …»;
конкретизированы и уточнены коммуникативные
задачи в следующих темах:
IV класс:
«Дом и квартира». Сообщить
о месте жительства (город, улица, дом, квартира).
«Одежда».
Попросить
в магазине одежду определенного цвета и размера.
«Расписание уроков». Назвать
основные учебные действия (писать, читать, считать и т.д.).
«Праздники». Выразить свое отношение к праздникам. Принять / отклонить
предложение.
«Выходной
день». Описать
выходной день одного из членов семьи.
VIII
класс:
«Национальная
кухня». Описать правила поведения за столом
(повышенный уровень). Описать национальные кулинарные традиции разных стран
(повышенный уровень).
«Деньги». Обсудить потенциальные
возможности для подростков заработать деньги (базовый и повышенный уровни). Высказать мнение о роли денег в жизни
человека (повышенный уровень). Аргументировать свое отношение к
карманным деньгам (базовый и
повышенный уровни).
«Школьные
традиции». Рассказать о своем участии в жизни гимназии
(повышенный уровень).
«Литература». Рассказать о популярных художественных произведениях Республики
Беларусь / страны изучаемого языка (повышенный уровень).
Высказать мнение о прочитанной книге (базовый и повышенный уровни).
«Кино». Расспросить о предпочтениях
в кино (базовый и повышенный уровни).
Дать оценку просмотренному фильму (базовый и повышенный уровни).
Порекомендовать посетить / принять участие в культурных мероприятиях
(повышенный уровень). Расспросить о зарубежном актере (режиссере). Рассказать о любимом
белорусском / зарубежном актере (режиссере)
(повышенный уровень). Рассказать о кинофестивалях Республики Беларусь / страны
изучаемого языка (повышенный уровень). Оценить роль кинематографа в жизни
человека (повышенный уровень).
«Музыка». Рассказать об известных
исполнителях / музыкантах / композиторах Республики Беларусь / страны
изучаемого языка (базовый и повышенный
уровни). Рассказать о концерте / музыкальном спектакле и выразить свое
отношение к нему (базовый и повышенный
уровни). Обсудить роль музыки в
жизни человека (повышенный уровень).
«Обычаи и традиции Республики Беларусь
и стран изучаемого языка». Порекомендовать посетить
/ принять участие в культурных мероприятиях (повышенный уровень). Расспросить
о памятных датах и традициях страны изучаемого языка (базовый и повышенный уровни). Сравнить
обычаи и традиции Республики Беларусь и стран изучаемого языка (повышенный
уровень).
При изучении
иностранного языка на базовом уровне учащимся предлагается решать
коммуникативные задачи преимущественно в стандартных ситуациях (например,
описать свой дом/квартиру или сравнить виды жилья в Республике Беларусь и
стране изучаемого языка).
При изучении
иностранного языка на повышенном уровне учащиеся должны решать проблемные
задачи на основе более глубоких социокультурных и/или энциклопедических знаний.
При обучении
иностранному языку на повышенном уровне особое внимание уделяется овладению
разговорными нормами изучаемого языка, навыками самостоятельной работы с
иноязычными источниками информации; подготовке учащихся к самообразованию, а
также приобретению личного опыта иноязычного общения; развитию качеств
личности, востребованных в процессе межкультурной коммуникации.
Как на базовом, так и
на повышенном уровнях изучения иностранного языка отбор содержания образования
должен обеспечивать формирование у учащихся готовности к межкультурному
диалогу, взаимопониманию, воспитывать у них уважительное отношение к иным
культурам, развивать способность передавать в процессе иноязычного общения
собственные мысли и чувства.
Для базового и повышенного уровней изучения
иностранного языка предусмотрен учебный материал в рамках одних и тех же сфер
общения и одного и того же предметно-тематического содержания. Различие при изучении иностранного языка на
базовом и повышенном уровнях определяется объемом продуктивного и
рецептивного словаря, количеством грамматического материала, подлежащего
продуктивному усвоению, количеством решаемых коммуникативных задач и степенью
их сложности.
В 2018/2019 учебном
году в V-VII классах базовой школы, средней школы, школы-интерната для
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, а также в VIII классах всех видов учреждений общего среднего
образования предусмотрена возможность
увеличения количества учебных часов, отводимых на изучение иностранного языка
(не более чем на 2 часа).
Дополнительное учебное
время должно быть использовано для:
·
совершенствования навыков и развития умений устной
речи обучающихся путем решения более сложных коммуникативных задач, позволяющих
расширить и углубить опыт иноязычной коммуникативной деятельности;
·
увеличения объема продуктивно усваиваемого
лексического и грамматического материала в пределах единого с базовым уровнем
предметно-тематического содержания;
·
повышения степени подготовленности обучающихся к
адекватной интерпретации феноменов и явлений социокультурной специфики стран
изучаемого языка:
·
осуществления речевого и неречевого поведения,
адекватного нормам и требованиям, принятым в странах изучаемого языка;
·
повышения уровня готовности обучающихся к
самообразовательной деятельности по овладению иностранным языком;
·
совершенствования компенсаторных умений во всех
видах речевой деятельности;
·
развития учебно-познавательных умений.
При обучении
иностранному языку в объеме 5 учебных часов в неделю необходимо ориентироваться
на программные требования к изучению иностранного языка для гимназий, в которых
на изучение иностранного языка предусмотрено 175 часов в год.
Для
реализации поставленных задач рекомендуется использовать учебные пособия по иностранным
языкам для базового или повышенного уровня, которые имеются в школьных
библиотечных фондах, а также электронные версии учебных пособий (http://e-padruchnik.adu.by), УМК для факультативных занятий, дидактические и диагностические материалы, дополнительные
учебные материалы, разработанные
авторами УМК для соответствующих классов. (www.adu.by/ Образовательный процесс. 2018/2019 учебный год / Учебные предметы. V-XI классы).
Пути и способы реализации поставленных
задач конкретизированы в календарно-тематическом планировании для
соответствующих классов, которое размещено на национальном образовательном
портале: http://e-asveta.adu.by/.
Организация
образовательного процесса по иностранному языку предполагает всестороннее
использование коммуникативных технологий (проекты, интервью, ролевые игры,
дискуссии, дебаты, конференции, конкурсы, драматизации и др.). Целесообразно
также активно использовать информационно-коммуникационные технологии и
возможности внеурочной деятельности, что способствует созданию условий для
повышения мотивации к изучению иностранного языка, активизации познавательной
деятельности учащихся, их речевого взаимодействия, развития творческого
потенциала.
Принципиально
важно регулярно использовать технологии обучения, позволяющие моделировать
ситуации иноязычного речевого общения и обеспечивающие максимально возможную
степень самостоятельности обучающихся в интерпретации явлений межкультурной
коммуникации.
Методические рекомендации по организации образовательного процесса по
учебному предмету «Иностранный язык» в соответствии с обновленными учебными
программами размещены на национальном образовательном портале: http://www.adu.by / Образовательный процесс. 2018/2019 учебный год / Учебные предметы I-IV, V-XI классы.
Деление класса на группы при организации
образовательного процесса осуществляется в соответствии с пунктом 54 Положения
об учреждении общего среднего образования. При реализации образовательных
программ общего среднего образования классы делятся на группы при проведении
учебных занятий по учебному предмету «Иностранный язык» с наполняемостью каждой
группы не менее девяти учащихся. По решению управления (отдела) образования
местного исполнительного и распорядительного органа, согласованному с
финансовым управлением (отделом) местного исполнительного и распорядительного
органа, допускается деление класса на группы с меньшей наполняемостью за счет
учебных часов, которые установлены типовым учебным планом учреждения общего
среднего образования соответствующего вида на проведение факультативных
занятий.
В соответствии с пунктом 77 Положения об учреждении общего среднего
образования для продолжения изучения учащимися V-XI (XII) классов ранее изучаемого
иностранного языка, который не изучается в данном учреждении образования, при
наличии в каждом классе от одного до пяти учащихся дополнительно выделяется не
менее 3 часов в неделю на класс. Учащиеся, которые продолжают изучение ранее
изучаемого иностранного языка, не учитываются при определении количества групп
при делении соответствующего класса на группы для проведения учебных занятий по
иностранному языку, который изучается в данном учреждении образования.
Учебные пособия по
иностранным языкам издаются с электронным приложением начиная
c 2015 года. К ранее изданным учебным пособиям аудиозаписи и скрипты текстов
для восприятия и понимания речи на слух размещены на национальном
образовательном портале (http://www.adu.by / Педагогам / Современные
средства обучения и ИКТ в образовании / Звуковые приложения к учебным пособиям; Тексты для восприятия
и понимания речи на слух к учебным пособиям) или в электронных приложениях к
учебно-методическим пособиям для учителей.
Особенности учебных пособий заключаются в:
реализации компетентностного
подхода к отбору и предъявлению учебного материала (направленность содержания учебного материала на формирование
межкультурной компетенции наряду
с коммуникативной в единстве ее составляющих: языковой, речевой,
социокультурной, учебно-познавательной, компенсаторной);
расширении возможностей стимулирования познавательной
активности учащихся
с учетом их индивидуальных возможностей, дифференциации их интересов и
способностей;
наличии навигационного
аппарата (ссылок на другие компоненты УМК по учебному предмету: печатные и
электронные). В навигационном аппарате учебных пособий по иностранным языкам
используется новый элемент
– QR-код
(графическое изображение ссылки), который позволяет получить доступ к ЭОР через
специальное приложение на электронном планшете, мобильном телефоне;
разных формах предъявления
учебной информации: словесный текст, иллюстрации, карты, таблицы, схемы,
графики, диаграммы и т.д.
К 2018/2019 учебному
году издано примерное календарно-тематическое планирование по учебному предмету
«Иностранный язык»: «Английский язык. 3-9 классы» (базовый уровень); «Английский язык. 10-11 классы» (базовый и повышенный уровни); «Немецкий язык. 3-9 классы» (базовый уровень); «Немецкий язык. 10-11 классы» (базовый и повышенный уровни).
На национальном образовательном
портале (http://www.adu.by / Образовательный процесс. 2018/2019
учебный год / Учебные предметы I-IV,
V-XI классы) размещено примерное
календарно-тематическое планирование:
по английскому языку для V-XI классов (повышенный
уровень), для VIII, X-XI классов (базовый уровень);
по английскому, немецкому, французскому, испанскому языкам для X-XII вечерних классов.
В серии «Компетентностный
подход» изданы дидактические и диагностические материалы по
английскому, немецкому, французскому, испанскому, китайскому языкам, которые
предназначены для формирования предметных компетенций и направлены на усвоение учащимися учебного материала
через разные виды деятельности: познавательную, коммуникативную, поисковую,
творческую и др. Диагностические материалы могут использоваться для проверки и оценки образовательных результатов при
осуществлении текущего и промежуточного контроля в процессе как фронтальной,
так и индивидуальной или групповой работы.
Полная информация об
учебно-методическом обеспечении учебного предмета «Иностранный язык» в
2018/2019 учебном году размещена на национальном образовательном портале: http://www.adu.by / Образовательный процесс. 2018/2019 учебный
год / Учебные предметы I-IV, V-XI классы.
Предметом
контроля и оценки на уроке
иностранного языка должны быть виды речевой деятельности (говорение, чтение,
восприятие и понимание речи на слух, письмо / письменная речь) и составляющие
коммуникативной компетенции (речевая, языковая, социокультурная,
компенсаторная, учебно-познавательная).
Учебное время на уроке
используется преимущественно для развития и совершенствования навыков и умений
устной речи. Рекомендуется вводить и закреплять новый лексический и
грамматический материал в коммуникативных ситуациях; увеличивать на уроке время
речевой активности каждого учащегося за счет организации работы в парах, группах;
обучать чтению и аудированию с обязательным соблюдением предтекстового,
текстового и послетекстового этапов работы.
Особое внимание следует
уделять соблюдению требований учебной программы, где определены виды письменных
работ для каждого года обучения. При выполнении большого количества письменных
заданий нарушается коммуникативный характер урока, ухудшается качество решения
основных учебных задач. При проверке результатов учебных достижений учащихся
учитель должен отдавать предпочтение устным формам контроля.
В обучении иностранному языку
рекомендуется чередование и сочетание различных видов домашних заданий: устные,
письменные, обязательные, по выбору, общие, дифференцированные, индивидуальные,
комбинированные, творческие. Домашние задания творческого характера могут
задаваться только по желанию учащихся, при этом не на следующее занятие, а за
несколько занятий вперед.
Домашние задания должны быть
разнообразными не только по форме, но и по виду планируемой деятельности
учащихся. В учебно-методических пособиях для учителей, которые являются
обязательным компонентом УМК, предлагаются
варианты домашнего задания, которые учитель может выбрать в зависимости от
того, что выполнено на уроке в каждой конкретной группе / конкретном классе.
Выпускной экзамен по учебному
предмету «Иностранный язык» по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего
образования в 2018/2019 учебном году будет проводиться в устной
форме по билетам, утвержденным Министерством образования Республики Беларусь.
Выпускной
экзамен призван оценить уровень практического владения выпускниками изучаемым
иностранным языком в пределах требований, определенных образовательным
стандартом и учебной программой. Объектом итоговой аттестации учащихся является
владение коммуникативной компетенцией.
При
подготовке к экзамену необходимо руководствоваться Методическими рекомендациями
по организации и проведению обязательного выпускного экзамена по учебному
предмету «Иностранный язык» по
завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования:
www.edu.gov.by / Система образования / Общее среднее
образование / Совершенствование организации образовательного процесса по
иностранным языкам.
Для
подготовки учащихся к обязательному выпускному экзамену по завершении обучения
и воспитания на III ступени общего среднего образования изданы материалы по английскому, немецкому, французскому,
испанскому языкам.
В соответствии со шкалой Общеевропейских компетенций
учащиеся, изучавшие иностранный язык на базовом уровне, должны овладеть иностранным
языком на уровне А2 (прочное элементарное владение), а изучавшие его на
повышенном уровне – уровня В1+/В2 (самостоятельное владение).
С целью определения уровня владения учащимися
иностранным языком в соответствии с общеевропейской системой оценки знаний
следует мотивировать учащихся к сдаче экзаменов на знание иностранного языка по
международным стандартам (TOEFL, DSD, DELF и
др.).
Страницы классного журнала
заполняются на том языке, на котором осуществляются обучение и воспитание в
учреждении общего среднего образования. При заполнении графы «Змест вучэбных заняткаў» записывается один раз название темы согласно
учебной программе, а на последующих учебных занятиях поэтапно обозначаются
конкретная ситуация общения и вид речевой деятельности учащихся (говорение,
чтение, восприятие и понимание речи на слух, письмо / письменная речь).
Допускается записывать на иностранном языке языковой материал, представленный в
учебных программах, например:
Роль семьи в обществе. Present Simple
Название факультативных занятий записывается в журнале
в соответствии с названием соответствующей учебной программы, например:
художественно-речевая деятельность на
иностранном языке
второй иностранный язык (испанский).
В рамках
организации методической работы с учителями иностранных языков в 2018/2019 учебном году следует особое внимание уделить реализации современных дидактических подходов в преподавании
иностранного языка.
На августовских предметных
секциях рекомендуется обсудить следующие вопросы:
нормативное правовое,
научно-методическое обеспечение образовательного процесса по учебному предмету
«Иностранный язык»;
анализ результатов выпускного экзамена по
завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования по
английскому, немецкому, французскому, испанскому, китайскому языкам. Пути
повышения качества владения выпускниками учреждений общегосреднего образования
иноязычной устной речью;
анализ результатов работы районного методического объединения, методических формирований учителей иностранных языков за 2017/2018
учебный год. Планирование работы
районного методического объединения, творческих групп,
школы молодого учителя и иных методических формирований на 2018/2019 учебный
год;
информационно-методическая
поддержка образовательного процесса по учебному предмету «Иностранный язык» посредством национального образовательного портала.
На заседаниях методических формирований учителей иностранных языков (методическое объединение, школа молодого учителя, школа совершенствования
педагогического мастерства, творческие группы и др.) рекомендуется рассмотреть
актуальные вопросы по реализации современных
дидактических подходов в преподавании иностранного языка с учетом имеющегося эффективного педагогического опыта педагогических
работников региона:
1. Формирование социальных и нравственных качеств личности учащегося на основе
включения национального компонента в предметно-тематическое содержание
иноязычного общения.
2. Реализация личностно ориентированного, компетентностного,
коммуникативного, когнитивного и социокультурного подходов при проектировании учебного
занятия по иностранному языку.
4. Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся с
использованием современных информационно-коммуникационных технологий на уроках
иностранного языка и во внеурочной деятельности.
5. Развитие у учащихся предметных и
метапредметных компетенций на уроках и факультативных занятиях по иностранному языку.
6. Обобщение, описание и распространение
эффективного педагогического опыта преподавания иностранного языка.
Для
учителей иностранных языков учреждений общего среднего образования предлагаются
образовательные программы повышения квалификации на базе государственного
учреждения образования «Академия последипломного образования» (www.academy.edu.by), Института
повышения квалификации и переподготовки кадров учреждения образования «Минский
государственный лингвистический университет» (http://www.ipk.mslu.by/).
Комментариев нет:
Отправить комментарий