При подготовке к описанию опыта
рекомендуем ответить
на следующие вопросы:
·
Какие
результаты своей деятельности Вы считаете самыми показательными?
·
Как
это можно измерить и доказать?
·
Что
именно определило успех Вашей профессиональной деятельности? (Методы? Средства?
Приемы? Подходы к отбору содержания? Другие цели?)
·
Что
можно предъявить как материальный итог Вашего опыта работы? (Карточки,
схемы, набор заданий, подборка текстов,
задач, инструкции, опорные схемы и т.д.)
·
Как
можно систематизировать, классифицировать, обобщить, объединить предлагаемые
Вами нововведения?
·
Какие
примеры целесообразно представить в конкретизацию этой системы?
·
Какими
теоретическими положениями, источниками Вы пользовались при этой классификации?
·
Какие
последовательные этапы Вы можете выделить в собственной работе в данном
направлении?
·
Как
можно сформулировать тему, цель, задачи, результаты Вашего опыта, какие
решаемые проблемы и противоречия указать?
·
Как
бы Вы рассказывали о данном опыте своим
коллегам?
Примерная структура описания педагогического
опыта
1
Информационный блок
1.1.
Название темы опыта
Использование средств,
приемов, методов и т.п. в образовательной деятельности.
1.2. Актуальность опыта
Противоречия, затруднения, проблемы, встречающиеся в
массовой образовательной практике, на решение которых направлен данный опыт.
1.3. Цели опыта
Развитие способностей, качеств, формирование знаний,
умений, навыков обучающихся определенными педагогическими средствами в конкретной
образовательной ситуации.
1.4. Задачи опыта
Отражение последовательности
действий по достижению цели.
1.5.
Длительность работы над опытом
Продолжительность работы, этапы.
2
Описание технологии опыта
2.1. Ведущая идея опыта
Выделение наиболее главного, существенного в
деятельности автора, акцент на выделенный конкретный аспект деятельности.
2.2. Описание сущности опыта
2.2.1. Отражение в общем виде методических и
педагогических аспектов опыта – что защищается и как применяется. Желательно представить научную основу опыта, но
описывать только те положения, методы и приемы, которые используются в данной
работе.
2.2.2. К какому компоненту педагогической системы
относятся данные исследования (определение целей содержания; подходы к построению,
отбору, структурированию содержания; организация познавательной деятельности
обучающихся; определение эффективных методов обучения, воспитания, развития,
поиск средств обучения, воспитания, развития, коррекционной работы и др.).
2.2.3. Отражение педагогического опыта в системе:
какие компоненты его составляют, какие взаимосвязи между ними существуют.
2.2.4. Отражение последовательности действий при
применении основных приемов, форм, средств в контексте общей логики опыта, алгоритм
деятельности обучающихся, поэтапные действия педагогического работника.
2.2.5. Конкретизация материала через примеры каждого
компонента системы опыта, фрагменты занятий, пособий и др.
2.2.6. Основные этапы формирования данного опыта, их
преемственность.
2.3. Результативность и эффективность опыта
2.3.1. Определение критериев для диагностирования
успешности данного опыта, представление методики описания и подсчета результатов.
2.3.2. Доказательность результативности посредством
конкретных примеров со ссылкой на материалы приложения.
2.3.3. Определение условий, позитивно и негативно
влияющих на эффективность и результативность данного опыта.
3. Заключение
3.1 Конкретные выводы и предложения, вытекающие из опыта.
3.2 Перспектива дальнейшего совершенствования данного
опыта и своей профессиональной практики.
3.3 Рекомендации по использованию педагогического
опыта в деятельности других педагогов, возможности его применения в массовой
практике.
3.4 Собственные статьи, выступления с данным опытом в
педагогических аудиториях.
Приложения
Приложение 1. Технологические карты, планы-конспекты,
занятий, мероприятий.
Приложение 2. Список публикаций автора по теме опыта.
Приложение 3. Примеры дидактических материалов, анкет,
опросников и т.д.
Комментариев нет:
Отправить комментарий