воскресенье, 24 января 2016 г.

профильное обучение английскому языку

Профильное обучение английскому языку как научное направление возникло в 60 гг 20 века. Английская аббревиатура ESP ( English for specific purposes: Английский для специальных целей) стала общеупотребительной и быстро развевающейся областью профильного обучения.
Одним из наиболее важных вопросов, возникающих в процессе обучения, является проблема отбора содержания обучения. Здесь также необходимо учитывать краткосрочность профильного курса английского языка. Кроме того, содержание обучения должно максимально удовлетворять потребности обучаемых, способствовать их профессиональному самоутверждению, предоставлять возможность для самореализации и самораскрытие личности.

Отличительной чертой профильного обучения английскому языку является осознание потребности обучаемых в его изучении. Таким образом, в содержание обучения иностранному языку включается совокупность того, что обучаемые должны усвоить в процессе обучения так, что бы качество и уровень владения иностранным языком соответствовали запросам и целям данного контингента обучаемых.
В области профильного обучения английскому языку содержание обучения должно обеспечить формирование иноязычной компетенции обучающихся, т.е. корректное владение английским языком в приделах тем, предусмотренных роликами курса и охватывающих повседневную жизнь их профессиональных сфер. Таким образом, в процессе профильного обучения английскому языку мы не только формируем у обучаемых определенный комплекс знаний о языке как системе, но и навыки и умения использования данных знаний в процессе коммуникаций.
Поэтому основными задачами подобного курса являются:
1.     Обеспечение запоминание обучаемыми определенного количества языкового материала (например, лексических единиц по тематике курса)
2.     В формирование у обучаемых навыков и умений использования языкового материала в речи.
Следовательно, основными компонентами содержания обучения можно определить следующие:
1.     Тщательно отобранный языковой материал (грамматический, фонетический, лексический минимумы) и речевой материал ( образцы речевых высказываний, модельные фразы, тексты, диалоги и т.д.).
2.     Формирование навыков оперирования отобранным языковым материалом.
Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. Таким образом, профильное обучение преследует достижение трех основных целей:
 -обеспечить возможность построения и реализации учащихся индивидуальных образовательных программ.
-обеспечить успешную социализацию учащихся в семье, локальных и региональных социумах.
-предоставить возможность углубленного изучения учащимися отдельных дисциплин для подготовки к высшему и среднему профессиональному образованию.
В настоящее время филологический профиль не входит в число наиболее востребованных учащимися из-за неверного понимания его профессиональной направленности и потенциальных возможностей. Многим представляется, что данный профиль носит исключительно “академический” характер и готовит к продолжению языкового образования в педагогических, лингвистических и других специализированных вузах- то есть нацеливает старшеклассников только на указанные в стандарте профессии: литератор, переводчик, лингвист, преподаватель язык и литературы.
При этом не всегда учитывается, что профильный курс иностранного языка может быть дополнен элективными курсами разной направленности:
-расширяющими и углубляющими содержания профиля;
- реализующие межпредметные связи иностранного языка и других предметных областей, где иностранный язык выступает как средство их изучения (например, право, экономика и др.).
-нацеленными на овладение разными видами деятельности и реализующими прикладную направленность обучения в рамках филологического профиля.
Как отмечает И. Л. Бим, углубление при профильном обучение предмета “Иностранный язык” осуществляется на трех уровнях:
1.     Более тщательное проработка содержания обучения (то есть более деятельное изучение общекультурных тем, более целенаправленное формирование и совершенствование умений и навыков).
2.     Привлечение дополнительного профильно-ориентированного материала, который выделен в стандарте и примерных программах для профильного курса;
3.     С помощью элективных курсов.
При провидении сравнительного анализа стандарта и примерных программ на базовом и  профильном уровнях, установлено, что филологическом профиле углубления в изучение иностранного языка происходит в следующих конкретных случаях:
·        -при чтении и анализе  текстов, видовое разнообразие которых увеличивается;
·        -при  интерпретации лингвострановедческих реалий и фоновой лексики, а также грамматических явлений;
·        -в более широком использование аргументаций высказывания;
·        -при переводе с иностранного языка на русский, при этом перевод приобретает статус самостоятельного речевого мнения;
·        при освоении основ теории лингвистики;
·        -при осуществлении проектно-исследовательской деятельности (поиск дополнительной информации по теме проблеме, ее обработка для обсуждения, презентации и т.д.).
Все это относится к особенностям профильного обучения иностранным языкам и вмести с изложенным выше составляет его специфику.
Для повышения эффективности профильного обучения английскому языку не обходимо учитывать особенности организации процесса обучения. Эффективность процесса обучения может быть повышенно разными путями и, при этом, без увеличения отводимого на занятия времени.
В профильном классе предполагается расширение и углубление содержания типовой программы изучения иностранных языков в зависимости от профиля школы. Реализация содержания образования на профильном уровне предусматривает увеличение доли самостоятельной работы учащихся (работа с различными информационными источниками, составление рефератов, устных сообщений, написание сочинений и  т.д.). Элективные курсы помогают адаптировать содержание профильного обучения с условиям социума.
Сложность работы в профильном классе состоит в том, что нет учебника, который бы полностью соответствовал требованию уровневой дифференциации материала, делая акцент на том или ином компоненте языка или на организационных формах проведения занятий.
Поэтому актуальным становится внедрение новых информационных технологий для поддержания и развития интереса к знаниям и учебе учащихся. Компьютерное обучение, использование интернета, метод проектов- действительно является эффективными, способствуют реализации дидактических принципов организации учебного процесса, наполняется деятельность учителя принципиально новым содержанием, позволяют сосредоточиться на обучающих, воспитательных и развивающих функциях.
В 10-11 классах учителя в основном используют исследовательские и проектные методы обучения.
Метод проектов способствует активизации всех сфер личности школьника, а также позволяет повысить продуктивность обучения, его практическую направленность. Проектная деятельность может быть реализована как применительно к общекультурной тематике, так применительно к профильной. При этом значительное место занимают поиск школьниками дополнительной информации, в том числе ориентированной на выбранный профиль: это могут быть научно- популярные тексты из зарубежных источников (газет, журналов, энциклопедических словарей, справочников, и т.п.).
Немаловажным является организация активных форм работы учащихся, имеющих коммуникативную направленность. В профильном классе учителя проводят уроки-экскурсии, уроки - деловые игры и т.д., где ставятся целевые установки, закрепляется лексика актуальная по данной теме, учащиеся высказываются в форме максимально приближенной к естественной беседе.
В условиях профильного обучения иностранному языку, когда целью и обеспечением эффективности является комплексное развитие всех видов речевых навыков и умений, важен постоянный контроль эффективности обучения, т.е. эффективная оценка уровня владения тем или иным конкретным речевым навыком.
Для достижения успехов в системе знаний, умений и навыков учащихся необходимы профессионально-компетентные педагоги. Изучением профессиональной компетентности занимались многие исследователи.
В работах этих исследователей раскрыты такие аспекты педагогической компетентности:
-управленческий аспект (как учитель анализирует, планирует, организует, контролирует).
-психологический аспект (как влияет личность учителя на учащихся).
-педагогический аспект (с помощью каких форм и методов учитель ведет обучение школьников).
Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что профессиональная компетентность учителя - это совокупность умений структурировать научные и практические знания для лучшего решения педагогических и воспитательных задач.

Учителю необходимо создать условия для проявления самостоятельности и творчества учащихся в решении коммуникативных задач, тем самым позволяя учащимся увидеть свой рост, свои достижения.

Комментариев нет:

Отправить комментарий