среда, 1 ноября 2017 г.

Санитарные нормы для учителей ИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
27 декабря 2012 г. N 206

САНИТАРНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА "ТРЕБОВАНИЯ ДЛЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ"

(в ред. постановлений Минздрава от 29.07.2014 N 63,
от 25.11.2014 N 78)

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящие Санитарные нормы и правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования (далее - требования) к земельному участку и территории, планировке, санитарно-техническому благоустройству, оборудованию, освещению и содержанию помещений, организации образовательного процесса, гигиенического обучения и воспитания, питания учащихся в следующих видах учреждений общего среднего образования (далее, если иное не установлено настоящими Санитарными нормами и правилами, - учреждения образования):

начальная школа;
базовая школа;
средняя школа;
вечерняя школа;
гимназия;
гимназия-интернат;
лицей;
специализированный лицей;
кадетское училище;
суворовское училище;
санаторная школа-интернат;
учебно-педагогический комплекс (ясли-сад - начальная школа, ясли-сад - базовая школа, ясли-сад - средняя школа, детский сад - начальная школа, детский сад - базовая школа, детский сад - средняя школа, базовая школа - колледж искусств, средняя школа - колледж искусств, гимназия - колледж искусств, средняя школа - училище олимпийского резерва);
межшкольный учебно-производственный комбинат трудового обучения и профессиональной ориентации;
межшкольный центр допризывной подготовки.
2. Требования к условиям и организации образовательного процесса, установленные в настоящих Санитарных нормах и правилах для учреждений образования, распространяются также на:
2.1. школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
2.2. иные учреждения образования и организации, в которых реализуются образовательные программы общего среднего образования:
специальные учебно-воспитательные учреждения;
специальные лечебно-воспитательные учреждения;
учреждения высшего образования;
санаторно-курортные организации (санаторно-курортные организации для детей и детей с родителями, детские реабилитационно-оздоровительные центры);
оздоровительные организации (образовательно-оздоровительные центры, оздоровительные центры (комплексы) для детей);
организации здравоохранения (стационары).
3. Требования настоящих Санитарных норм и правил обязательны для соблюдения государственными органами, иными организациями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, деятельностью учреждений образования.
4. При приеме ребенка в 1-й класс, а также в иные классы при поступлении в учреждение образования представляется медицинская справка о состоянии здоровья, выданная организацией здравоохранения в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
5. Работники учреждений образования должны проходить обязательные медицинские осмотры в порядке, определенном законодательством Республики Беларусь.
6. Работники учреждений образования в соответствии с законодательством Республики Беларусь должны проходить гигиеническое обучение и воспитание перед допуском к работе и в дальнейшем с периодичностью:
один раз в год - работники объектов общественного питания (далее - пищеблок);
один раз в два года - уборщики помещений всех структурных подразделений учреждения образования, работники плавательных бассейнов (уборщики помещений, подготовители бассейнов, операторы хлораторных установок, медицинские сестры), кастелянши, рабочие по стирке и ремонту спецодежды, заведующие хозяйством;
один раз в три года - работники водопроводных сооружений и канализационного хозяйства (слесари-сантехники).
(п. 6 в ред. постановления Минздрава от 29.07.2014 N 63)
7. Предоставление земельного участка под строительство учреждений образования, ввод в эксплуатацию зданий (отдельных помещений), увеличение проектной мощности учреждений образования или изменение их целевого назначения подлежат согласованию с органами и учреждениями, осуществляющими госсаннадзор, в порядке, установленном актами законодательства Республики Беларусь.
Проектная документация на реконструкцию, модернизацию, капитальный ремонт, при которых осуществляется расширение или увеличение мощности, а также услуги, связанные с питанием, организацией образовательного процесса, проживанием учащихся, которые могут представлять потенциальную опасность для здоровья учащихся, подлежат государственной санитарно-гигиенической экспертизе в порядке и случаях, установленных законодательством Республики Беларусь.
8. В настоящих Санитарных нормах и правилах применяются термины и определения согласно Кодексу об образовании Республики Беларусь, Закону Республики Беларусь от 7 января 2012 года "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и другим актам законодательства.
9. Руководитель учреждения образования должен информировать органы и учреждения, осуществляющие госсаннадзор, и иные уполномоченные органы о ситуациях в здании и на территории учреждения образования, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию.
10. Медицинское обслуживание учащихся учреждений образования (далее - учащийся) осуществляется медицинскими работниками территориальных организаций здравоохранения (далее - медицинский работник) в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
11. Госсаннадзор за соблюдением требований настоящих Санитарных норм и правил осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
12. Руководитель учреждения образования обязан обеспечить разработку и выполнение комплекса мер по реализации запрета курения (потребления) табачных изделий на территории и в помещениях учреждения образования в порядке, определенном законодательством Республики Беларусь.
13. За несоблюдение требований настоящих Санитарных норм и правил виновные лица несут ответственность в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

ГЛАВА 7
ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

98. Образовательный процесс в учреждениях образования организуется в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании и настоящими Санитарными нормами и правилами.
99. Образовательный процесс в учреждениях образования должен быть организован в условиях обеспечения учащимся:
сохранения здоровья;
поддержания работоспособности в течение учебного дня, недели, учебного года;
необходимой двигательной активности.
100. Открываться гимназии, лицеи, базовые школы - колледжи искусств, средние школы - колледжи искусств, гимназии - колледжи искусств, гимназии-интернаты, специализированные лицеи, суворовские училища, кадетские училища, средние школы - училища олимпийского резерва могут при:
условии организации образовательного процесса в первую смену;
соответствии условий организации образовательного процесса настоящим Санитарным нормам и правилам, подтвержденных положительными результатами государственной санитарно-гигиенической экспертизы, проведенной уполномоченными органами и учреждениями госсаннадзора в установленном законодательством Республики Беларусь порядке.
101. Наполняемость классов в учреждениях образования устанавливается Кодексом Республики Беларусь об образовании и с учетом норм площади в учебном помещении на одного учащегося согласно пунктам 33 и 35 настоящих Санитарных норм и правил.
(п. 101 в ред. постановления Минздрава от 29.07.2014 N 63)
102. Учебные занятия (занятия) в учреждениях образования должны начинаться не ранее 8.00 в первую смену, не позднее 14.00 - во вторую смену.
Учебные занятия (занятия) во вторую смену должны заканчиваться не позднее 19.30.
Оптимальным является организация образовательного процесса с 9.00 (в первую смену).
Запрещается проведение учебных занятий во вторую смену в:
гимназиях, гимназиях-интернатах, лицеях, специализированных лицеях, суворовских училищах, кадетских училищах;
базовых школах - колледжах искусств, средних школах - колледжах искусств, гимназиях - колледжах искусств, при обучении и воспитании на ступенях общего среднего образования;
(в ред. постановления Минздрава от 29.07.2014 N 63)
1, 2 и 5-х классах учреждений образования соответствующих видов;
9 - 11-х классах средних школ, яслей-садов - средних школ, детских садов - средних школ.
Режим организации учебных занятий в санаторных школах-интернатах, вечерних школах, специальных учебно-воспитательных учреждениях, специальных лечебно-воспитательных учреждениях определяется учреждением с учетом особенностей организации деятельности этих видов учреждений образования и вечерних классов.
103. Продолжительность учебного занятия (занятия) в 1-х классах учреждений образования не должна превышать 35 минут, во 2 - 11-х классах - 45 минут.
В учреждениях образования, расположенных на территориях радиоактивного загрязнения, санаторно-курортных организациях для детей, продолжительность учебного занятия (занятия) во 2 - 4-х классах может быть сокращена до 35 минут, в 5 - 11-х классах - до 40 минут.
(в ред. постановления Минздрава от 29.07.2014 N 63)
В санаторных школах-интернатах продолжительность учебного занятия (занятия) не должна превышать: в 1 - 4-х классах - 30 минут, в 5 - 11-х классах - 40 минут.
104. Образовательный процесс на I, II и III ступенях общего среднего образования организуется в режиме шестидневной школьной недели, включающей пятидневную учебную неделю и один день недели для проведения с учащимися спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных, иных воспитательных мероприятий, организации трудового обучения, в том числе учебных занятий (занятий) на учебно-производственных объектах (производственная (учебно-производственная) мастерская, учебно-производственный комбинат трудового обучения и профессиональной ориентации), в межшкольном учебно-производственном комбинате трудового обучения и профессиональной ориентации. В 9 - 11-х (12-х) классах в шестой школьный день могут проводиться факультативные занятия.
Факультативные занятия в течение учебной недели проводятся в дни с наименьшим количеством обязательных учебных занятий.
Недельная учебная нагрузка учащихся не должна превышать максимальную допустимую недельную учебную нагрузку учащихся учреждений образования согласно приложению 7 к настоящим Санитарным нормам и правилам и установленную типовым учебным планом учреждения общего среднего образования соответствующего вида.
Максимальная допустимая недельная учебная нагрузка учащегося определяется суммой учебных часов на изучение учебных предметов, в том числе на повышенном уровне, и часов для факультативных занятий.
Факультативные занятия "Час здоровья и спорта" не включаются в максимальную допустимую учебную нагрузку.
105. В базовых школах - колледжах искусств, средних школах - колледжах искусств, гимназиях - колледжах искусств, а также при организации факультативных занятий музыкальной, хореографической, художественной и театральной направленностей в учреждениях общего среднего образования максимальная допустимая недельная учебная нагрузка на одного учащегося в неделю может быть увеличена во 2 - 4-х классах в объеме 2 учебных часов, в 5 - 11-х классах в объеме 3 учебных часов.
Для учащихся 5 - 8-х классов гимназий, гимназий-интернатов, гимназий-колледжей искусств, суворовских училищ максимальная допустимая недельная учебная нагрузка может быть увеличена на 1 час для проведения факультативных занятий.
106. Максимальная допустимая учебная нагрузка учащихся должна быть в дни наибольшей работоспособности (вторник и (или) среда - в 1 - 4-х классах; вторник, среда и (или) пятница - в 5 - 11-х (12-х) классах) и равномерно распределена по другим дням учебной недели.
Расписание учебных занятий на учебную неделю составляется с учетом ранговой шкалы трудности учебных предметов согласно приложению 8 к настоящим Санитарным нормам и правилам.
107. Учебная нагрузка учащихся 1-х классов учреждений образования должна увеличиваться постепенно: в начале учебного года (в сентябре) в рамках общего количества учебных часов проводятся учебные занятия по изучению учебных предметов "Введение в школьную жизнь", "Физическая культура и здоровье", "Музыка".
108. В расписании учебных занятий в течение учебного дня необходимо чередовать учебные предметы, требующие большого умственного напряжения, сосредоточенности и внимания (математика, белорусский (русский) язык в учреждениях образования с русским (белорусским) языком обучения и воспитания, иностранный язык - в 3 - 4-х классах; математика, русский, белорусский, иностранный языки, физика, химия - в 6 - 11-х (12-х) классах), с другими учебными предметами.
Оптимально изучение учебных предметов, требующих большого умственного напряжения, сосредоточенности и внимания, на втором и третьем учебных занятиях в 1 - 4-х классах, на втором, третьем и четвертом учебных занятиях в 5 - 11-х (12-х) классах. Учебные предметы, требующие большого умственного напряжения, сосредоточенности и внимания, не должны изучаться на первом или последнем учебном занятии чаще одного раза в неделю в одном классе.
109. Два учебных занятия могут быть объединены (кроме 1 - 4-х классов):
по учебному предмету "Физическая культура и здоровье" при выполнении учебной программы по лыжной подготовке;
по отдельным учебным предметам, изучаемым на повышенном уровне (кроме учебных занятий по учебному предмету "Физическая культура и здоровье");
по учебным предметам, изучаемым в объеме 1 часа в неделю в 10 - 11-х (12-х) классах;
учебному предмету "Трудовое обучение";
при проведении лабораторных и контрольных работ.
110. Контрольные работы в учреждениях образования должны проводиться в соответствии с графиком, утвержденным руководителем учреждения образования, не более чем по одному учебному предмету в день в одном классе.
Проведение контрольных работ в понедельник, пятницу и на последних учебных занятиях запрещается.
111. Организация учебных занятий по учебному предмету "Информатика" должна соответствовать санитарным нормам и правилам, устанавливающим требования при работе с видеодисплейными терминалами, электронно-вычислительными машинами.
112. Организованные формы физического воспитания учащихся включают:
учебные занятия по учебному предмету "Физическая культура и здоровье";
факультативные занятия "Час здоровья и спорта";
физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня;
спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме школьной недели.
На уровне начального образования, базового образования, среднего образования могут создаваться специализированные по спорту классы с организацией для учащихся учебно-тренировочного процесса по видам спорта. Деятельность специализированных по спорту классов регламентируется Положением о специализированных по спорту классах и настоящими Санитарными нормами и правилами в части условий для организации учебно-тренировочного процесса по видам спорта, организации питания.
(часть вторая п. 112 введена постановлением Минздрава от 29.07.2014 N 63)
113. Физическое воспитание учащихся должно проводиться в условиях, соответствующих требованиям настоящих Санитарных норм и правил и санитарных норм и правил, устанавливающих требования к спортивным и физкультурно-оздоровительным зданиям и сооружениям.
Учащиеся допускаются к учебным занятиям по учебному предмету "Физическая культура и здоровье", к спортивно-массовым, физкультурно-оздоровительным мероприятиям только в спортивной одежде и обуви.
Учебные занятия по учебному предмету "Физическая культура и здоровье" на открытом воздухе не проводятся при температуре воздуха ниже -15 °С и скорости движения воздуха более 3 м/сек., а также в дождливые дни.
114. Ежегодно до 1 сентября на основании медицинских справок о состоянии здоровья должно проводиться распределение учащихся на медицинские группы для проведения учебных занятий по учебному предмету "Физическая культура и здоровье": основная, подготовительная, специальная, лечебной физической культуры.
Учебные занятия с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к подготовительной группе, проводятся вместе с основной группой согласно рекомендации врача-педиатра (врача общей практики).
Занятия с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной группе, должны проводиться отдельно от учебных занятий по учебному предмету "Физическая культура и здоровье" педагогическими работниками, прошедшими специальную подготовку. Наполняемость специальной группы должна быть 8 - 12 учащихся.
Занятия с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к группе лечебной физической культуры, должны проводиться медицинским работником, прошедшим подготовку по лечебной физической культуре, в оборудованных для этих целей помещениях организаций здравоохранения или учреждений образования.
115. К занятиям в спортивных секциях, участию в спортивных соревнованиях учащиеся допускаются с письменного разрешения медицинского работника.
116. Медицинский работник совместно с руководителем учреждения образования или его заместителем не реже 1 раза в месяц осуществляет контроль за организацией и проведением всех форм физического воспитания учащихся.
При рациональной организации учебного занятия по учебному предмету "Физическая культура и здоровье" частота пульса у учащихся основной группы по отношению к исходному уровню в основной части учебного занятия может увеличиваться на 80 - 100% и должна быть в пределах 150 - 170 ударов в минуту. В заключительной части учебного занятия частота пульса не должна превышать исходный показатель более чем на 20%.
Для учащихся специальной группы, имеющих отклонения в состоянии здоровья обратимого характера, двигательные режимы в начале четверти проводятся при частоте пульса не более 120 - 130 ударов в минуту, к концу четверти интенсивность физических нагрузок увеличивается в основной части учебного занятия до частоты пульса 140 - 150 ударов в минуту. Для учащихся специальной группы, имеющих необратимые отклонения в состоянии здоровья, двигательные режимы проводятся при частоте пульса не более 120 - 130 ударов в минуту.
117. Оценка организации физического воспитания учащихся в учреждениях образования проводится специалистами по врачебному контролю диспансеров спортивной медицины, медицинскими работниками, специалистами органов и учреждений госсаннадзора.
118. Учебные занятия по учебному предмету "Физическая культура и здоровье" могут проводиться раздельно для мальчиков и девочек с первого класса.
119. Проведение учебных занятий по учебному предмету "Физическая культура и здоровье" не допускается:
в одном классе в течение двух дней подряд;
более одного раза в неделю первыми и последними учебными занятиями;
первыми и последними учебными занятиями в учреждениях образования, находящихся в сельских населенных пунктах, при отсутствии подвоза учащихся.
120. При организации трудового обучения учащихся по учебному предмету "Трудовое обучение" общая продолжительность практической работы для учащихся 1 - 2-х классов не должна превышать 25 минут, 3 - 4-х классов - 35 минут.
Продолжительность непрерывной работы учащихся 1 - 4-х классов с бумагой, картоном, текстильными материалами должна составлять от 7 до 10 минут.
Использование на учебных занятиях утиля, стекла, легко воспламеняющихся материалов, жидкостей и газов не допускается.
Оптимальная плотность основной и вспомогательной работы учащихся 5 - 9-х классов на учебных занятиях техническим трудом не должна превышать 65%, на учебных занятиях швейного дела - 70%. Длительность непрерывной работы по основным трудовым операциям предусматривается не более 10 минут в 5-х классах, 15 минут - в 6 - 7-х классах, 20 минут - в 7 - 9-х классах.
121. Учащиеся могут привлекаться к общественно полезному труду с учетом состояния здоровья и в пределах:
25 минут в учебную неделю в 1 - 2-х классах;
45 минут в учебную неделю в 3 - 4-х классах;
одного часа в школьную неделю в 5 - 8-х классах;
1 часа 30 минут в школьную неделю в 9 - 11-х классах.
В рамках общественно полезного труда могут выполняться работы по:
самообслуживанию: уборка своего рабочего места, сервировка обеденного стола и уборка посуды со стола - учащимися с 1 - 2-го классов; ухаживание за комнатными растениями, влажная уборка пыли в учебном помещении - с 3-го класса; уборка территории - с 5-го класса; дежурство в обеденном зале (сервировка обеденного стола, подача на столы порционных холодных блюд) - с 7-го класса; влажная уборка учебного помещения - с 8-го класса;
собиранию и изготовлению коллекций местного природного материала, гербариев учащимися 3 - 11-х классов;
ремонту наглядных и учебных пособий, книг в библиотеке (проклейка, ремонт переплетов) учащимися 3 - 11-х классов;
благоустройству территории (озеленение, уход за цветниками и газонами) учащимися 5 - 11-х классов;
изготовлению изделий из бумаги, дерева, текстильных материалов учащимися 5 - 11-х классов;
ремонту мебели, спортивного и игрового инвентаря учащимися 8 - 11-х классов.
Запрещается привлекать учащихся к работам, запрещенным законодательством Республики Беларусь, в том числе в соответствии:
постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 27 июня 2013 г. N 67 "Об установлении списка работ, на которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет" (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 21.08.2013, 8/27770);
(в ред. постановления Минздрава от 29.07.2014 N 63)
с постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 13 октября 2010 г. N 134 "Об установлении предельных норм подъема и перемещения несовершеннолетними тяжестей вручную" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., N 263, 8/22875);
с постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 15 октября 2010 г. N 144 "Об установлении перечня легких видов работ, которые могут выполнять лица в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., N 274, 8/22916).
Также запрещается привлекать учащихся:
к работам, опасным в эпидемическом отношении: уборка санитарных узлов, надворных уборных, умывальных комнат, уборка и вывоз отбросов и нечистот;
к работам, опасным для жизни: санитарная обработка чаши плавательного бассейна, мытье оконных и других стекол, электросветильников;
к мытью полов учащимися младше 14 лет;
к приготовлению блюд, порционированию блюд, кроме самообслуживания за своим столом.
122. Общественно полезный труд должен быть организован согласно санитарно-эпидемиологическим требованиям, с соблюдением техники безопасности, в соответствующей одежде (халат, фартук, косынка и другое).
Используемый при работе инвентарь (лопаты, лейки, грабли и другое) должен соответствовать возрастным возможностям учащихся.
123. При организации в учреждениях образования образовательного процесса во 2 - 11-х классах должны предусматриваться перерывы:
длительностью не менее 20 минут между первой и второй сменами учебных занятий;
длительностью не менее 10 минут между учебными занятиями во всех классах и 30 минут (большая перемена) - после второго учебного занятия;
вместо большой перемены могут быть перерывы по 20 минут после второго и третьего учебного занятия;
во вторую смену большая перемена может сокращаться до 20 минут;
дополнительные занятия (факультативные, стимулирующие, поддерживающие) проводятся не ранее чем через 20 минут после окончания учебных занятий;
в санаторных школах-интернатах между учебными занятиями по учебным предметам и занятиями по физической реабилитации, музыкально-ритмическими занятиями должен предусматриваться перерыв не менее 30 минут;
в санаторных школах-интернатах во время большой перемены должны быть организованы прогулки на открытом воздухе. На открытом воздухе при температуре не ниже +10 °С могут проводиться учебные и факультативные занятия.
Для учащихся 1-го класса продолжительность перерывов между учебными занятиями должна быть по 20 минут.
Для учащихся вечерней школы, вечерних классов продолжительность перерывов между учебными занятиями должна предусматриваться не менее 10 минут, после второго учебного занятия - 15 минут.
124. В режиме дня учащихся, посещающих группу продленного дня, должно предусматриваться следующее:
дневной сон (в специально выделенном помещении спальни-игровой) для учащихся 1-х классов и с ослабленным здоровьем;
двухразовое питание - при пребывании до 15.00 - 15.30, трехразовое - при пребывании более чем до 15.30;
пребывание на открытом воздухе не менее 1,5 часа.
В качестве сменной обуви учащихся не должны использоваться домашняя обувь, сланцы, спортивная обувь.
125. Режим дня санаторных школ-интернатов должен составляться с учетом состояния здоровья учащихся, необходимого объема лечения, организации образовательного процесса.
В режиме дня учреждений образования с круглосуточным пребыванием учащихся должны предусматриваться:
пребывание на открытом воздухе:
в общежитиях учреждений образования - не менее 2,5 часа в день для учащихся;
в санаторных школах-интернатах - не менее 4 часов для учащихся 1 - 4-х классов, 3,5 часа - для учащихся 5 - 6-х классов, 3 часов в день - для учащихся 7 - 11-х классов;
ночной сон продолжительностью не менее 10 часов в день для учащихся 1 - 4-х классов, 9 часов - для учащихся 5 - 8-х классов, 8,5 часа - для учащихся 9 - 11-х классов.
В санаторных школах-интернатах для учащихся 1 - 4-х классов и для других учащихся по медицинским показаниям может быть организован дневной сон продолжительностью 1 - 1,5 часа.
126. На протяжении учебного года для учащихся устанавливаются:
осенние, зимние и весенние каникулы общей продолжительностью не менее 30 календарных дней, а для учащихся 1 - 2-х классов не менее 37 календарных дней (в третью неделю февраля предусматриваются дополнительные каникулы продолжительностью не менее 7 календарных дней);
летние каникулы продолжительностью не менее 12 календарных недель, а для учащихся, завершивших обучение и воспитание на II ступени общего среднего образования, - не менее 10 календарных недель.
При неблагоприятных погодных условиях (ураган, в 7.00 утра температура атмосферного воздуха - -25 °С и ниже при скорости движения воздуха более 3 м/сек.) местными исполнительными и распорядительными органами может приниматься решение о временном приостановлении образовательного процесса для учащихся 1 - 4-х классов, а также других классов.
127. Педагогические работники 1 - 4-х классов, учебного предмета "Физическая культура и здоровье", классные руководители, воспитатели групп продленного дня и воспитатели в санаторных школах-интернатах и общежитиях учреждений образования должны иметь информацию о состоянии здоровья учащихся, учитывать рекомендации врача-педиатра (врача общей практики) при организации образовательного процесса.
128. Рассаживание учащихся проводится с учетом их роста и состояния здоровья дважды в течение учебного года (сентябрь, январь).
Рассаживание учащихся с нарушениями и отклонениями в состоянии здоровья за ученической мебелью должно проводиться с учетом рекомендаций врача с соблюдением следующих требований:
учащиеся с пониженной остротой зрения и слуха рассаживаются ближе к классной доске, с высоким ростом - в первый и третий ряды;
учащихся с ревматическими заболеваниями, часто болеющих ангиной, острым воспалением верхних дыхательных путей, необходимо рассаживать дальше от окон;
учащиеся, пишущие левой рукой, рассаживаются за партой парами или по одному, либо слева от пишущих правой рукой;
не менее двух раз за учебный год учащиеся, сидящие в первом и третьем рядах, меняются местами, не нарушая соответствия мебели росту.
Продолжительность непрерывной работы за конторкой не должна превышать 7 - 10 минут для учащихся 1 - 4-х классов, 15 минут - для учащихся 5 - 11-х (12-х) классов.
129. При использовании на учебном занятии в первом классе аудиовизуальных технических средств обучения длительность непрерывного просмотра мультимедийных проекторов, диафильмов и диапозитивов учащимися не должна превышать 7 минут, видеофильмов и телепередач - 15 минут.
130. На каждом учебном занятии (кроме учебных предметов "Физическая культура и здоровье", "Музыка") при появлении первых признаков утомления необходимо проводить комплексы упражнений гимнастики для глаз согласно приложениям 6, 9 к настоящим Санитарным нормам и правилам. Могут использоваться другие комплексы упражнений по профилактике утомления органа зрения учащихся, утвержденные в порядке, установленном Министерством здравоохранения Республики Беларусь.
131. Домашние задания в учреждениях образования должны задаваться учащимся с учетом возможности их выполнения во 2-м классе - до 1,2 часа, 3 - 4-м классах - 1,5 часа, 5 - 6-м классах - 2 часов, 7 - 8-м классах - 2,5 часа, 9 - 11-м (12-м) классах - 3 часов.
В санаторных школах-интернатах продолжительность выполнения домашних заданий по каждому из указанных в части первой данного пункта классу должна быть на 30 минут меньше.
Домашние задания учащимся 1-го класса не должны задаваться в течение всего учебного года.
132. Масса ежедневного комплекта учебников с письменными принадлежностями (без массы ранца или рюкзака) должна предусматриваться не более:
1,5 кг для учащихся 1 - 2-х классов;
2,0 кг для учащихся 3 - 4-х классов;
(в ред. постановления Минздрава от 29.07.2014 N 63)
2,5 кг для учащихся 5 - 6-х классов;
(в ред. постановления Минздрава от 29.07.2014 N 63)
3,0 кг для учащихся 7 - 8-х классов;
(в ред. постановления Минздрава от 29.07.2014 N 63)
3,5 кг для учащихся 9 - 11-х (12-х) классов.
(в ред. постановления Минздрава от 29.07.2014 N 63)



РАНГОВАЯ ШКАЛА ТРУДНОСТИ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ

Ранговая шкала трудности учебных предметов для учащихся 2 - 4-го классов

Таблица 2

 N
п/п
                         Предмет                        
   Балл   
 1
Математика                                              
    12    
 2
Белорусский (русский) язык в учреждении общего среднего 
образования с русским (белорусским) языком обучения и   
воспитания                                              
    11    
 3
Иностранный язык                                        
    10    
 4
Русский (белорусский) язык в учреждении общего среднего 
образования с русским (белорусским) языком обучения и   
воспитания                                              
     9    
 5
Белорусское (русское) литературное чтение в учреждении  
общего среднего образования с русским (белорусским)     
языком обучения и воспитания                            
     7    
 6
Русское (белорусское) литературное чтение в учреждении  
общего среднего образования с русским (белорусским)     
языком обучения и воспитания                            
     6    
 7
Человек и мир                                           
     5    
 8
Физическая культура и здоровье                          
     4    
 9
Трудовое обучение                                       
     3    
10
Изобразительное искусство                               
     2    
11
Музыка                                                   
     1    

Ранговая шкала трудности учебных предметов для учащихся 5 - 11-го (12-го) классов

Таблица 3

 N
п/п
                        Предмет                       
    Балл    
 1
Математика                                            
     12     
 2
Иностранный язык                                      
     11     
 3
Белорусский язык. Русский язык                        
     10     
 4
Физика. Химия. Информатика. Астрономия                
      9     
 5
Биология                                              
      8     
 6
История (Всемирная история. История Беларуси).        
Обществоведение                                       
      7     
 7
География                                             
      6     
 8
Белорусская литература. Русская литература            
      5     
 9
Трудовое обучение. Черчение                           
      4     
10
Физическая культура и здоровье. Допризывная и         
медицинская подготовка                                
      3     
11
Изобразительное искусство                              
      1     






Комментариев нет:

Отправить комментарий