вторник, 8 ноября 2016 г.

Примерная схема самоанализа урока учителем (Н. И. Запрудский )

1.                Краткая характеристика класса (интеллектуальные и психологические особенности). Осуществление на уроке индивидуально-дифференцированного подхода в зависимости от этих особенностей.
2.                Цель и задачи урока (обучаюшие, развивающие, воспитывающие). Какой урок по счету по данной теме. Тип урока.
3.                Этапы урока. Используемые методы, приемы и виды работ на каждом этапе; обоснованность их выбора. Как используемые методы и приемы работали на достижение главной цели урока. Межпредметные связи и связь материала урока с жизнью.
4.                Достижение поставленной цели и задач (что удалось, что не удалось и почему).

Выступление учителя с анализом только что проведенного урока демонстрирует способность педагога к рефлексии собственных действий, собственного творчества и является показателем его эрудиции. Учитель говорит о степени достижения поставленных целей, разъясняет причины и обосновывает необходимость всех отклонений от намеченного плана, объективно оценивает собственные действия, и что особенно важно, разъясняет и комментирует те нюансы, которые члены жюри могли не увидеть, не понять, не оценить, так как не видели глаза и лица детей.
Специальное внимание следует уделить элементам особого удовлетворения учителя тем или иным учеником: нередко какой-то ответ ребенка кажется членам жюри очевидным, естественным, обычным, в то время как для конкретного ребенка (если учесть его возможности) такой ответ символизирует преодоление, подъем на новую ступень в развитии. Специальный комментарий учителя необходим и в том случае, если выставление отметки тем или иным детям не вполне соответствует реальному ответу. Учитель должен аргументировать свои действия, оппонировать, если это необходимо, доказывая правильность тех действий, в которых он действительно убежден.
При подготовке и проведении открытого урока педагогу следует избегать ряда распространенных ошибок:
·                     ничем не обоснованного отклонения от конспекта урока и наоборот, неспособность сориентироваться по ходу урока и перестроиться, заменив одно задание на другое, исключив какой-то вид работы;
·                     отсутствия взаимосвязи между этапами урока;
·                     перегруженности урока дидактическими играми, наглядным материалом, техническими средствами обучения, объемом и количеством различных заданий;
·                     потери внимания к деятельности учащихся, увлеченности собственными действиями, демонстрацией эрудиции;
·                     при проведении урока, особенно в необычной форме (урок – КВН, урок – викторина, «Поле чудес» и т.п.), забывать о том, что этот урок не только должен быть эффектным (восхищать, изумлять и потрясать всех присутствующих), а, должен быть эффективным, направленным на качественное обучение учащихся;
·                     появления «леса» рук в то время, когда учитель еще не договорил вопроса до конца, что свидетельствует о явной «репетиции» урока;

·                     недопустимость в адрес детей, не ответивших на вопрос, либо ответивших неверно высказываний типа: «Ты меня подвел», «А я на тебя так рассчитывала и надеялась» и т.п. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий